Что такое джонки?
В 15 веке китайцы плавали на своих кораблях — джонках. Они были значительно больше по размеру, чем европейские: некоторые джонки более чем в 10 раз превосходили водоизмещение кораблей Васко да Гамы — португальского мореплавателя, открывшего морской путь из Европы в Индию.
Эти корабли были плоскодонными и широкими, что придавало им высокую устройчивость и вместительность. Широкая корма у джонок была высоко поднята, а нос опущен. Их обычно разрисовывали изображениями драконов и других мифических существ. На джонках имелись специальные водонепроницаемые отсеки. Они имели от трёх до пяти мачт с прямоугольными парусами. Реи этих мачт были из бамбуковых жердей, а паруса сплетены из тростниковых циновок и похожи на вееры. Да они и сворачивались в свиток, как вееры. Паруса джонок могли разворачиваться, чтобы лучше улавливать ветер. Тростниковые циновки хорошо выдерживали даже сильные порывы ветра, но утяжеляли судно, и со временем их заменили парусами из ткани, что заметно повысело быстроходность джонок.
Венецианского путешественника Марко Поло, посетившего Китай в конце 13 века, поразила такая особенность джонок, как наличие запасных мачт, на которых можно было разместить больше парусов.
Поначалу китайцы плавали на джонках по рекам и вблизи побережья, но со временем джонки стали использовать и в других странах Юго-Восточной Азии и совершать на них более длительные морские путешествия. Их использовали в основном как транспортные и торговые судна, реже — как военные.
В Европе трехмачтовые суда появились только через три века.