Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой?

Великий архитектор XX века Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, годы жизни 1887-1965гг.) называл архитектуру и музыку родными сестрами, поскольку они обе создают пространственные и временные пропорции. А само высказывание об архитектуре как застывшей музыке, как считается, принадлежит выдающемуся немецкому теоретику искусства Фридриху Шеллингу (полное имя Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг. Годы жизни 1775 —1854 гг.).

В чем заключается музыкальная гармония? В том, что мелодия чередует во времени звуки, различные по высоте и продолжительности. А в чем заключается гармония архитектурная? В том, что архитектор берет различные формы и упорядочивает их в пространстве, посмотрите, как вам архитектура современного города? Ведь бывают такие здания, что даже сложно вообразить, как их строить.

Тщательный анализ архитектурного и музыкального произведений приводит к выводу: в обоих случаях, сознательно или неосознанно, использовано правило золотого сечения. Собственно, неосознанное его использование принято считать до знаменитого «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи; начиная с него, многие творцы сознательно закладывают в свои произведения золотое сечение. Оно присутствует и в пирамиде Хеопса, и в «Сикстинской мадонне» Рафаэля, и в «Героической симфонии» Бетховена, и в «Броненосце «Потемкин» Эйзенштейна.

Гармония ощущается нами еще и потому, что человек — доказано — создан Природой на основе золотого сечения. По-видимому, это общий закон созидания для всей Вселенной. Вот почему в подсознании неразрывно связаны архитектура и музыка — они лишь эталон для приведения человека в состояние вселенской гармонии.

Интересные вопросы