Кто первым побывал на Северном полюсе?

К началу 20 века почти все части света были открыты и исследованы. Север же оставался малоизученным.

Но безжизненное холодное пространство каким-то непостижимым образом влекло к себе людей. С 16 века корабли различных стран осваивали северные моря. Весьма прибыльным был китобойный и тюлений промысел близ берегов Северной Норвегии, Шпицбергена и Гренландии. К тому же мореплаватели, несмотря на опасности плавания во льдах, пытались найти северо-восточный или северо-западный путь в Индию в обход длинного перехода по Южному полушарию.

К концу 19 века эта часть земного шара была достаточно хорошо освоена человеком. Оставался только Северный полюс, достичь его было делом престижа. Многочисленные попытки покорения самой северной точки планеты терпели неудачи. Путешественники сталкивались с неумолимо жестокими силами природы.

Это удалось сделать американскому исследователю Арктики Роберту Пири. По его словам, это историческое событие произошло 6 апреля 1909 года.

Его экспедиция прошла по льду 775 километров, преодолев множество опасностей. Всего в экспедиции участвовало 69 человек, но в конечном этапе — только шестеро: сам Пири, его слуга Мэтью Хэнсон и четыре эскимоса. У них было 5 нарт, а везли их 40 собак — лучшие из тех, что прошли предыдущие этапы пути. Достигнув Северного полюса, американец водрузил там звездно-полосатый флаг. Затем его команда благополучно вернулась в Гренландию.

Роберт Пири всю жизнь мечтал о покорении Северного полюса и славе первопроходца, и осуществил свою мечту в возрасте 52 лет.

Но история покорения самой северной точки земного шара на этом не закончилась.

За год до путешествия Пири о достижении Северного полюса заявил другой путешественник — Фредерик Кук. По его словам, он достиг полюса 21 апреля 1908 года. Споры о первенстве длились вплоть до смерти Пири. Была создана специальная комиссия для разбирательства, в которую вошли члены Национальной академии наук, Американского географического общества, Музея естественной истории и Национального географического общества. Кук не смог предъявить убедительных доказательств того, что он добрался до полюса. Не сохранилось ни дневников, ни показаний спутников Кука. В 1911 году решением Конгресса США Пири был официальной признан первооткрывателем Северного полюса.

Но споры об этом продолжаются по сей день: сейчас среди исследователей преобладает точка зрения, что Пири, так же как и Кук, не смог добраться до Северного полюса, а данные замеров в своих дневниках просто подтасовал.

Первыми, кто совершенно точно побывали на 90° северной широты, были советские полярники, и произошло это спустя много лет после официальной даты покорения Северного полюса Робертом Пири, а именно: 23 апреля 1948 года. В этот день высокоширотная воздушная экспедиция (ВВЭ) “Север-2” под руководством начальника Главсевморпути Александра Алексеевича Кузнецова совершила посадку на лёд на 90 градусе северной широты. В отличие от Роберта Пири, советская экспедиция не ставила перед собой пропагандистских задач, её вели в смертельно опасный путь не амбиции. Более того, операция проводилась в условиях жесточайшей секретности, и рассекретили данные по ВВЭ только через три года после смерти Сталина, то есть в 1956 году. А всё потому, что экспедиция эта была снаряжена для изучения Арктики не только в научных, но и в военных целях.

После того, как три самолёта сели на лёд в районе «макушки планеты», был разбит временный лагерь, и полярники 2 дня вели в нём астрономические, синоптические и геофизические наблюдения. Например, они впервые замерили глубину океана в точке Северного полюса. Она оказалась равна 4039 метра.

Вот имена этих исследователей:

  • Павел Афанасьевич Гордиенко,
  • Павел Кононович Сенько,
  • Михаил Михайлович Сомов,
  • Михаил Емельянович Острекин.

А информация о том, какие военно-тенические задачи решала эта экспедиция, до сих пор находится под грифом «секретно».

С первого дня своего пребывания на Северном полюсе исследователи ощутили, до чего он негостеприимен. Из воспоминаний участника ВВЭ «Север-2», океанолога П. А. Гордиенко:

«Сначала во льду появились тоненькие нитевидные трещины, которые змейкой пробежали около палаток. Затем трещины стали расширяться; они, оказывается, прошли под самолетами. Это произошло быстро – за каких-нибудь 8 – 10 минут. Незамедлительно была поднята тревога, загудели моторы самолетов. Но взлететь машинам не удалось – вся взлетная полоса была пересечена каналами и трещинами, в некоторых местах шириной уже нескольких метров. Летчикам удалось только перерулить лыжные самолеты на неровный обломок пакового поля. Сюда же и ученые перенесли свои ценные приборы. Еще через час местность вокруг лагеря узнать было невозможно. Если в некоторых местах льдины расходились и образовывались полыньи и разводья шириной 50–250 метров, то невдалеке от них, в разных местах происходило мощное торошение…

Только на третий день, когда перемещение льдин замедлилось, мы смогли приступить к оборудованию аэродрома… Наш новый аэродром не был ни достаточно ровным, ни достаточно широким и длинным, как того требуют авиационные правила. Мы много раз осматривали этот участок льда, советовались между собой. Вывод всегда был один: нужно взлететь, так как арктическая стихия заставляла нас покинуть обжитый ледяной островок. И мы рискнули…

И все же, проявив изумительное мастерство, утром 27 апреля летчики Котов и Масленников подняли с этого льда свои машины, и мы покинули такой спокойный в начале нашего пребывания и столь негостеприимный затем Северный Полюс».

В 1988 году экспедиция советского полярного десанта была внесена в книгу рекордов Гиннесса как первая экспедиция, которая несомненно достигла Северного полюса.

Интересные вопросы