Как Алексей Бирюков превратился в жадного и бесчеловечного мельника?
Мельник Алексей Бирюков, здоровенный, коренастый мужчина средних лет, фигурой и лицом похожий на тех топорных, толстокожих и тяжело ступающих матросов, которые снятся детям после чтения Жюля Верна, сидел у порога своей хижины и лениво сосал потухшую трубку. На этот раз он был в серых штанах из грубого солдатского сукна, в больших тяжелых сапогах, но без сюртука и без шапки, хотя на дворе стояла настоящая осень, сырая и холодная. Сквозь расстегнутую жилетку свободно проникала сырая мгла, но большое, черствое, как мозоль, тело мельника, по-видимому, не ощущало холода. Красное, мясистое лицо его по обыкновению было апатично и дрябло, точно спросонок, маленькие, заплывшие глазки угрюмо исподлобья глядели по сторонам то на плотину, то на два сарая с навесами, то на старые, неуклюжие ветлы.
Алексей Бирюков — одинокий мельник. Неприветливый, никогда не улыбающийся, жадный по характеру человек. Его жадность и бесчеловечность вызваны тем, что он тоже раньше жил в бедности, как его мать и брат с детьми. Но, Алексей Бирюков выбрался из бедности. И мельница у него своя, и огороды он держит, и рыбой торгует. А сейчас, когда родная мать пришла к нему и начала словно попрошайничать с протянутой рукой, как не у своего сына, у него это вызвало некоторое пренебрежение. Но, потом в нем, возможно, шевельнулось давно уже уснувшее чувство. В рассказе А.П. Чехова мать обращается к сыну: «Ох, Алешенька, испортили тебя глаза завистливые!». Это еще одна причина жадности и бесчеловечности мельника. Его сгубили деньги, а также подозрения, что у него все вечно воруют.
Алексей Бирюков, очевидно, грубый, бездушный человек, о чем говорят эпитеты, сравнение. Его тяжелый характер явно отражен в описании сырой и холодной осени. Если тело А.Бирюкова не ощущает холода, то оно не ощущает и тепла. Осенью человек уже не ждет тепла. Художественная портретная деталь “маленькие заплывшие глазки” — “зеркало” его души, не способной чувствовать и переживать.
Необходимо обратить внимание и на “говорящую” фамилию героя – Бирюков и вспомнить рассказ И.С.Тургенева “Бирюк”. Ведь “Бирюк” – это волк, зверь, человек-нелюдим. Но герои не только похожи своей нелюдимостью, но и различны своим поведением. А.Бирюков ненавидит людей, никого не жалеет, даже собственную мать. А Бирюк Тургенева способен понять чужую боль и помочь человеку в трудной ситуации, так как сам знает, что такое безвыходная ситуация и человеческое горе. Мельник – это маленький, но хозяин частной собственности. У него водятся деньги, от него зависят другие люди, на него работают работники-рабы, поэтому он считает, что имеет право относиться к другим людям, стоящим ниже его, грубо, пренебрежительно. Именно такой стереотип поведения главенствовал в жизни Российского общества 19 века.
Ругань для мельника – дело привычное, что сосание трубки. Значит, ругает он всех, кто приезжает к нему на мельницу молоть зерно. Почему же все его терпят? В ближней округе больше нет мельницы! И все смирились! А Алексей, не чувствуя отпора, совершенно распустился, распоясался от безнаказанности. Автор уверен, что если он напишет жалобу мировому, то мировой признает мельника правым.
На просьбу матери помочь материально брату Алексей не отвечает, старательно набивая трубку. Трубка сейчас важнее просьбы матери. Ее просьба не тронула сердце сына. Ему безразлична судьба родного брата и племянников, живущих в страшной нищете.
Чехов, очевидно, считает, хотя никаких моралистических выводов в рассказе нет, что мать должна таким образом воспитать сына, чтобы он всегда был готов ей помочь. Но ведь не стал матери поддержкой и сын Василий, денег для которого она просит. Обоим сыновья все равно, что происходит с матерью: жива она или померла. Наверное, Василий — пьяница, не может работать и обеспечивать себя, мать и четверых детей. Детки оборванные, да и мать сидит на его шее. И вот мать вынуждена унижаться перед собственным сыном. Хотя Алексей при своих доходах мог забрать мать к себе, тем самым облегчить участь своего брата.
Алексей не навещает свою мать, а ей по старости стало к нему очень тяжело приходить. Он запрягает лошадь и готов уехать, даже не закончив разговор с матерью. Между строк звучит вопрос автора: а разве не должны дети содержать престарелых родителей своих, родивших их, давших им жизнь, поднявших их на ноги?
Сын “закоснел” в своем богатстве, его кошелек наполнен деньгами, они и есть его семья – мать, брат, племянники. Он относится грубо и пренебрежительно не только к тем, кто от него зависит, но и к собственной матери. Все, по его мнению, недостойные люди. А он достиг многого в жизни, поэтому уверен в своей правоте.
К мельнице боятся подходить. Только страх умереть с голоду без муки, без хлеба заставляет людей привозить зерно для помола. Мельника обвиняют в насилии, грабеже, воровстве коней. Люди мечтают о смерти мельника, на справедливый суд над ним.
В рассказе ярко звучит мотив превращения. Оно происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося к заведенному, раз и навсегда оформившемуся. Ведь, очевидно, раньше Алексей давал матери деньги, а потом перестал. Вот почему она говорит, что она знала, что не даст. Поэтому, если в классе возник спор ( проснулись ли чувства в Алексее или нет, правы в нем оказались те, кто ответили — нет, иначе бы у рассказа был другой финал). Из-за разобщенности человек оказывается слабым перед превращением в зверя. Он не способен понять то решающее событие в своей жизни, которое приведет его к “омертвению души”. Жадность одолела. Нет оправданий. Поведение мельника отвратительно. Во что может превратиться человек, которому дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью (и умный, и красивый, и сильный (лошадь втолкнул в оглобли, как собачонку).