Что значит анархия?
Анархия (как конечная цель анархизма, как общественная система) — свободное безгосударственное общество, основанное на равенстве прав всех людей. В отличии от государственного строя, регулируется анархия исключительно свободным договором, без насильственного принуждения.
Анархия дословно означает «безвластие», отсутствие власти. Так же словом «анархия» часто именуют общество, построенное по принципу безвластия.
Анархизм — теория достижения анархического общества, т.е. теория о том как, на каких принципах должно устраиваться общество для того чтобы быть анархичным, быть анархией.
Власть — это способность и возможность некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Т.е. Власть — это, прежде всего, способность навязывать свою волю.
Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.
Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (определить, обусловить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли или животные.
Анархия утверждает, что общество может быть и должно быть организовано без применения власти. Для этого анархизм определяет следующие необходимые принципы:
Свобода — это способность и возможность осуществлять свою волю. Свобода предполагает инициативу (побуждение к действию) и ответственность (обязанность отвечать) за свои действия и их результаты, последствия. Властным взаимоотношениям всегда сопутствует нарушение свободы подвластного, так как подвластный в этом случае осуществляет не свою волю, и поэтому не является источником инициативы и в полной мере ответственным. Признание неприкосновенности свободы человека означает невозможность применения к нему власти, мер принуждения и насилия, и как следствие передачу ему всей инициативы и ответственности за свои поступки и действия.
Равенство — равноценность (одинаковая ценность), равноправие (одинаковые права) всех людей. Суть этого понятия не в том, что все люди идентичны, равны по своим качествам, достоинствам, а в том, что все они воплощают один и тот же принцип человечности. Равенство означает, что все мы, каждый из нас есть человек, и имеет такие же права на жизнь, как и все остальные. Признание равенства необходимо и означает признание способности за каждым человеком осознавать властный импульс, и как следствие исключает навязывание воли одного субъекта другим субъектам, мотивируемое неполноценностью последних. Из психологии известно, что человек не способен эксплуатировать тех, кого признает равными себе.
Взаимопомощь (сотрудничество) — добровольное объединение личных способностей разных людей для достижения общей, для каждого из них, цели. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Известно, что наибольшей эффективности и качества взаимодействие и труд достигают тогда, когда присутствует личная заинтересованность каждого участника. Так как принуждение власти не предполагает личной заинтересованности подвластных, то оно ведет к неэффективности и конфликту. В то время как сотрудничество изначально означает личную заинтересованность каждого в достижении цели. Поэтому анархия отвергает власть, как неэффективное и вредное средство, непригодное для организации общества, предлагая заменить его более эффективной и бесконфликтной взаимопомощью, сотрудничеством.
Таким образом, отличие анархизма от других систем лежит в отказе от власти как инструмента организации общества.
Государственные системы утверждают, что любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп посредством власти, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Анархизм утверждает что использование власти, навязывание воли одних другим, не допустимо и общество должно организовываться исключительно посредством свободного сотрудничества, взаимопомощи и личной заинтересованности, т.е. посредством свободной воли.
Анархист — это человек, который признает равенство и свободу каждого человека, и не приемлет сам и считает недопустимым применение другими власти и принуждения как инструмента устройства общества.
В сфере управления главное отличие анархии заключается в отсутствии принуждения. По сути такое общество — союз федераций и ассоциаций свободных людей. В обществе и сейчас есть устойчивые союзы таких ассоциаций, так что не правы те, кто говорит что без принуждения, без насилия наступит хаос. Анархия основывается не на насильно внедряемых законах, подкрепляемыми страхом перед наказанием, а на свободном договоре, ответственности и морали. И именно это свойство позволяет назвать анархию — самым прогрессивным общественным строем.
В сфере экономики различные течения анархизма предлагают разные модели распределения имущественных благ.
Коммунистический анархизм предлагает следовать принципу: «от каждого — по способностям, каждому по потребностям», то есть в таком обществе исключена роль денег, поскольку они представляются инструментом эксплуатации и основной причиной падения морального уровня. Анархо-коммунисты говорят, что такой способ предоставляет широкую возможность для увеличения разнообразия товаров, и облегчает их распространение, избавляет население от экономических кризисов, бедности и безработицы. Должна исчезнуть важнейшая граница, которая довлела над человеком — граница между досугом и работой, они объединятся в деятельность. Этот фактор, а так же стремительный прогресс техники предполагают обеспечить тот импульс, который должен сгладить и даже перекрыть потерю производительной силы общества в результате исчезновения эксплуатации. В связи с этим люди в таком обществе больше перейдут от производственной сферы (где их и без того вытесняют машины) к интеллектуальной.
Рыночный анархизм (анархизм свободного рынка) основывается на представлениях о неприкосновенности трудовой собственности и возможности свободного договора между людьми в отсутствие государственного принуждения. Ликвидация паразитарной системы налогообложения должна освободить множество ресурсов, уходящих на прокорм государственной машины. Таким образом, труд человека будет вознаграждён в полной мере. Рыночные анархисты не считают необходимым ликвидацию денег как таковых, они считают, что право на денежную эмиссию должно быть возвращено из под монополии государства каждому человеку. Осуществление трудовых отношений в рамках свободного договора должно гарантировать каждому оплату его труда в той мере, в которой он на это согласен. Уничтожение государства приведёт к ликвидации т.н. «большого бизнеса», связанного с государством и поддерживаемого им. Поэтому реальный рынок будет развиваться как множество сообществ производителей и потребителей, мелких собственников и кооперативов — на принципах свободного договора и свободной конкуренции.
В интеллектуальной сфере анархия предоставляет наибольшую свободу для развития человеческой личности, поскольку не накладывает ограничений на доступ к знаниям и достижениям человечества. Это даст стимул к развитию науки, причём её развитие отныне не будет угрожать существованию человечества, так как будут устранены государственные армии. Наука не будет зависеть от контроля государства, которое сейчас накладывает серьёзные ограничения для использования её ресурсом обществом или заинтересованными коммерческими компаниями. Освобождённая от государственного вмешательства экономика сможет регулировать развитие науки именно в интересах трудящихся, которые будут являться первоочередными заинтересованными потребителями производных научных открытий.
Элементы анархии в современном обществе
Среди анархистов широко распространено мнение, что элементы анархии существуют уже сейчас, в тех областях человеческой жизни, которые не захвачены государством и не подчинены насильно его интересам. Таким образом, договорившись с соседями по очереди вкручивать лампочку на лестничной клетке в подъезде, человек уже практикует анархические отношения. Оказывается, что большинство наших повседневных занятий являются непосредственной анархической практикой. Только тогда, когда они сталкиваются с вмешательством государства — законодательством, налогообложением, полицейскими органами и т.п. — они становятся огосударствленными. Для того, чтобы избавится от паразитирования государства на человеческих отношениях, необходимо ликвидировать его влияние во всех сферах общественной жизни. Таким образом, анархисты считают, что анархию не нужно строить, поскольку она не является утопией, а её необходимо расширять, вытесняя шаг за шагом чиновно-полицейскую машину из жизни общества и нейтрализуя её влияние на жизнь людей.