Почему Китай называют Поднебесной?

Еще до появления конфуцианства Китай вел обособленную жизнь, но не потому, что его жители считали себя каким-то специальным богоизбранным народом. Все было проще: Китай был территориально отделен от других государств и племен. Словно сама природа позаботилась о его изоляции: с востока его омывали 4 моря, с запада защищали неприступные горы. В такой ситуации трудно не почувствовать себя отделенным от всего остального мира. Отсюда и сложилось у древних китайцев представление о том, что Китайская цивилизация – центральная цивилизация на земле. За пределами страны живут только дикие варвары.

Чуть позже уже во времена Дун Чжуншу император стал рассматриваться в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле. Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба.

Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.

В настоящее время этот термин употребляется в Китае в значении «весь мир», но в России им обозначают именно Китай.

Интересные вопросы